Проверка персонала

Обеспечение безопасности объекта — одна из первоочередных задач службы безопасности по обеспечению его нормальной экономической деятельности.

Объём финансов, выделяемый на защиту объекта часто является ключевым фактором, при котором распределяются средства на защиту тех или иных аспектов деятельности объекта.

При недостатке финансирования различных направлений безопасности, таких, как проверка персонала, качественная проверка при приеме на работу, увеличивается вероятность наличия нелояльных сотрудников на объекте, которые при «удачном» для них стечении обстоятельств могут совершить нелояльные и преступные действия в отношении объекта.

Однако сегодня всё больше и больше внимания уделяется внутреннему нарушителю. Многие руководители служб безопасности используют в своих подразделениях программы проверки психологических качеств персонала: умение хранить тайну, склонность к болтливости, лояльности к фирме и т. д. Также используются проверки по базам МВД, анализ медицинских данных, проверки по местам предыдущих работ и т. д.

Каждый из этих методов позволяет проверить одну или две стороны неблагонадёжности будущего или настоящего сотрудника. Поэтому данные методы являются эффективными только при использовании пяти-шести одновременно. Эффективность при совместном использовании таких методов в большинстве случаев подтверждена практикой.

А в остальных случаях?

Агент нанимающийся на работу в конкурирующую фирму, или просто человек с большим опытом работы может при различных проверках (исходя из личной осведомленности, дачи взяток, халатности проверяющих) получить хорошие характеристики и быть принятым на работу.

Одним из новых методов (новым для коммерческих предприятий и, особенно, государственных предприятий за исключением ФСБ, СВР, ФСНП и МВД) является метод получения информации с использованием полиграфа «детектора лжи». Не получив ещё прочной правовой основы, он зарекомендовал себя как наиболее эффективный метод получения информации о персонале.

Проверка на детекторе лжи (или опрос с использованием полиграфа — ОИП) часто используется при приеме на работу в банковских структурах. Применение полиграфа также является мощным сдерживающим средством от совершения преступлений.

Однако многие руководители коммерческих структур относятся с некоторым недоверием к проверкам с использованием полиграфа, одновременно считая, что «нарушение» прав личности может негативно сказаться на общем моральном духе сотрудников компании. Многие предпочитают использовать старые проверенные методы: собеседование, испытательный срок, психологическое тестирование, общественное мнение...

Применять или не применять полиграф?

Это зависит от многих факторов. В ряде случаев целесообразно применять другие методы. Нельзя сказать в двух словах, когда нужно применять полиграф. Это зависит от политики компании, стиля руководства, специфики работ на объекте и от многих других факторов. Также, без знания основ психологии зарождения преступления, концепции управления персоналом, использование полиграфа может привести к негативным последствиям.

По материалам книги: Журин С.И. Практика и теория использования детекторов лжи. «Горячая линия — Телеком», 2004г.